Парадокс Гриффена, что это такое

Роберт Гиффен, английский ученый, экономист и журналист, первый, кто заметил, что в Ирландии из-за неурожая цены на картофель цены стали непомерно расти. Что вызвало взрывное потребление картофеля среди населения. В дальнейшем это наблюдалось и на других рынках: чечевицы, бензина, рис.

А помните взрывной рост в России цен на гречку? И что произошло? Наши граждане ее начали скупать втридорога как будто это единственное, что можно было сварить с котлетами. Через несколько месяцев в крупных розничных магазинах были пустые прилавки. Греча на какой-то период времени стала дефицитом. Поистине товар Гиффета.

За счет чего происходит такой эффект? Максимальное чувство полезности. Иногда оно объективно, а иногда создается талантливыми маркетологами или маркетмейкерами. Как только что-то начинает дорожать – толпе это сразу нужно. Вспомните, как все покупали доллар в декабре 2014 года! По максимальным ценам.

Совет: держитесь подальше от продуктов Гиффена. Будь то гречка, бензин или инвестиционные инструменты. Когда начинается паника, я стараюсь отойти подальше.

Источник: Money Talks